ПОЛОЖЕНИЕ

    ПОЛОЖЕНИЕ

    открытого конкурса-смотра знания казахского языка учащимися неказахской национальности

    «Тіл шамшырақтары»

     

    Обоснование

             На современном этапе актуальна проблема обучения детей неказахской национальности школьного возраста казахскому языку. Несмотря на введение в содержание школьного образования казахского языка, подготовку программно-методического и дидактического обеспечения обучения языку, решение кадровой проблемы, мы вынуждены констатировать низкий уровень владения детьми казахским языком. Причины такого состояния дел – отсутствие у школьников мотивации к изучению казахского языка, отсутствие качественной языковой среды в семье и образовательном учреждении, режим пассивного обучения языку.

           

    Цель и задачи

    Цель: Формирование полиязычной личности учащегося, способной к межкультурной коммуникации и взаимодействию на казахском языке.

    Задачи:

    • создание мотивации у школьника к изучению казахского языка;
    • развитие положительного отношения к языку, истории и культуре казахского народа;
    • создание условий для выявления, развития и социально-педагогической поддержки  лингвоодаренных детей;
    • предоставление лингвоодаренному ребенку реальной возможности участия в межкультурном общении на казахском языке;
    • обеспечение осознанной, заинтересованной деятельности школьника по изучению казахского языка и формирование тем самым самостоятельности обучающегося, его личностной характеристики;
    • внедрение в практику преподавания и изучения казахского языка перспективной образовательной идеологии;
    • обеспечение выпускнику средней школы социальной мобильности в обществе.

    Коммуникативные компетенции школьника во владении казахским языком среди учащихся 4-5 классов

    Индикаторы владения казахским языком

    • Понимание
    • Аудирование

    Ученик понимает знакомые слова и простые фразы в четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят о нем, его семье и ближайшем окружении. Школьник понимает отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся важных для него тем (например, информацию о месте, где он живет, о школе, о Родине, об Астане, о покупках и т.д.). Понимает, о чем идет речь в простых и небольших по объему сообщениях и объявлениях. Например: школьник понимает называемые имена, числа, время; простые стихи и песни; команды и умеет их выполнять; просьбы; понимает, когда собеседник спрашивает, как его зовут, где он живет или говорит о том, как его зовут и где он живет; узнает и понимает слова и предложения в рассказах, сказках, других текстах. Школьник умеет проиллюстрировать с помощью рисунков содержание прочитанного текста; умеет прочитать общественные надписи и сказать, что можно или нельзя делать в школе,  общественном транспорте, магазине, парке, зоопарке, театре. Четвероклассник умеет прочитать инструкцию к детской игре, надписи на поле игры

    • Чтение

    Четвероклассник читает не менее 100 слов в минуту. Ученик понимает имена, слова, а также простые предложения в объявлениях, плакатах или каталогах. Он также понимает простые тексты. Может найти конкретную информацию в простых текстах повседневного общения в рекламах, проспектах, меню, объявлениях, расписаниях. Например: четвероклассник читает и понимает знакомые имена, слова и фразы в простых текстах; короткие предложения; короткие рассказы с картинками; короткие стихотворения; слова и фразы в объявлениях, рекламах, проспектах; меню и пользоваться необходимой информацией о блюдах

    • Говорение
    • Диалог

    Ученик может принимать участие в диалоге, если собеседник задает несложные вопросы. Школьник может сам задавать простые вопросы в рамках известных или интересующих его тем. Умеет общаться в типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых ему тем и видов деятельности. Например: четвероклассник умеет поздороваться и попрощаться, умеет представиться: назвать свое имя и узнать имя своего собеседника, умеет отвечать на вопросы собеседника, как его зовут и где он живет, умеет поблагодарить своего собеседника, умеет называть цвета, животных, продукты питания, окружающие предметы, умеет задавать простые вопросы. Школьник умеет общаться в магазине, делая покупки; умеет представить человека (друга): назвать его имя, где он живет, что ему нравится.

    • Монолог

    Школьник, умеет, используя несложные фразы и предложения, рассказать о себе, своей семье и людях, которых знает; о месте, где живет, о Казахстане, об Астане, о погоде, о временах года. Ребенок может строить несложные связные высказывания о своих личных впечатлениях, событиях; рассказать короткую историю (например, сказку, сюжет просмотренного фильма). Рассказ при этом должен состоять из 4-5 простых предложений. Лексический запас – 160-200 слов. Например: четвероклассник умеет говорить, используя слова взрослых или услышанные в записи как образец; умеет, используя простые предложения, кратко рассказать о себе, своей семье и людях, которых знает; умеет рассказать о том, что ему нравится и не нравится делать; умеет выражать свою мысль, используя знакомые слова; умеет рассказать стихотворение, небольшой рассказ или сказку; умеет считать до 1000.

    • Письмо

    Ученик умеет писать печатными и прописными буквами на казахском языке свое имя, фамилию, адрес, открытки (например, поздравление с праздником). Школьник умеет писать печатными и прописными буквами простые и короткие сообщения, тексты (например, диктанты из 40-45 слов, изложения и мини-сочинения из 4-5 предложений). Скорость письма должна составлять 50 знаков в минуту. Например: ребенок умеет писать несложные по содержанию мини-сочинения, изложения, подписать поздравительную открытку с Новым годом, Наурызом, Днем рождения; написать записку, чтобы сообщить о своем местонахождении; умеет переписывать отдельные  тексты без ошибок; умеет подписывать картинки; умеет написать список необходимых товаров для покупок. Четвероклассник умеет списывать названия, надписи, тексты указателей и использовать их при нужных ситуациях в парке, на улице, в школе, в магазине, в зоопарке

    Коммуникативные компетенции школьника во владении казахским языком среди учащихся 6-7 классов

    Индикаторы владения казахским языком

    • Понимание
    • Аудирование

    Ученик понимает фразы в четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят на известную ему тему. Школьник понимает содержание текстов на важную тему (например, о семье, о Казахстане, о столице Астане, о школе, о покупках, о друзьях и т.д.). Понимает содержание сообщений в СМИ, объявлениях, рекламных проспектах и т.д. Например: ученик понимает содержание информации в четко звучащей речи на известную ему тему, понимает команды, просьбы, предложения и умеет их выполнять или отклонить. Умеет прочитать инструкцию, общественные надписи и т.д.

    • Чтение

      Школьник читает не менее 150 слов в минуту. Понимает содержание текстов в объявлениях, рекламных буклетах, каталогах, газетных и журнальных статьях. Он также понимает содержание текстов (до 10 предложений) на известную ему тему. Может найти необходимую информацию в несложных текстах повседневного общения в рекламах, меню, объявлениях, расписаниях и т.д. Например, школьник читает и понимает содержание текстов на известную тему, содержание информации в рекламных и других общественных надписях и умеет пользоваться ею

    • Говорение
    • Диалог

    Школьник может принимать участие в диалоге, если собеседник задает ему вопросы по известной или важной для него теме. Умеет сам задавать вопросы в рамках известных или интересующих тем. Умеет общаться в типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информаций в рамках известных ему тем или видов деятельности. Например, ученик умеет поздороваться, попрощаться, представиться и узнать информацию о своем собеседнике, умеет отвечать на вопросы в рамках известных ему тем. Школьник умеет общаться с людьми в общественных местах (магазин, аптека, библиотека, школа и т.д.)

    • Монолог

    Школьник умеет рассказать о себе, своей семье, друзьях, школе, Родине и других известных ему темах. Семиклассник умеет высказать свое мнение о прочитанной книге, просмотренном фильме. Рассказ должен состоять из 6-7 предложений. Его лексический запас – 310-330 слов. Например, ученик умеет говорить на знакомую ему тему, используя при этом свой лексический запас; умеет рассказать о своих впечатлениях, умеет высказать свою точку зрения, умеет пересказать текст из 6-8 предложений.

    • Письмо

    Ученик умеет бегло писать на казахском языке как под диктовку, так и самостоятельно. Текст диктанта должен состоять из 70-75 слов. Скорость письма – 60 знаков в минуту. Школьник должен уметь писать изложения или сочинения на известную ему тему (текст изложения или сочинения из 6-7 предложений. Например, ученик умеет писать небольшие рассказы, подписывать поздравительные открытки, написать автобиографию, деловую бумагу (заявление, объяснительную записку, характеристику и т.д.). Умеет письменно изложить свои мысли на известную или интересующую его тему.    

     

    Условия проведения процедуры мониторинга результативности изучения казахского языка учащимися неказахской национальности

             Выявление учащихся, добившихся позитивных результатов в овладении казахским языком, производится в ходе процедуры мониторинга.

             Требования к проведению мониторинга:

    • системность фиксации результатов владения казахским языком;
    • структурированность в соответствии с целевыми установками;
    • объективность процедуры оценивания;
    • валидность полученных результатов;
    • оперативность и достаточность полученной информации.

    Методы мониторинга:

    • наблюдение в урочной и внеурочной деятельности за учащимися;
    • опросы, интервьюирование, анкетирование;
    • открытые конкурсы-смотры знания казахского языка.

             Открытый конкурс-смотр знания казахского языка проводится в 3 этапа:

    I этапшкольный;

    II этапрайонный (городской);

    III этапзаключительный (областной).

                  Заключительный этап – открытый областной конкурс-смотр знаний среди знатоков казахского языка, проводится РНПЦ «Костанай дарыны» 1 раз в год. Областной этап будет состоять из 2-х туров:

         I тур – письменный;

         II тур – устный (включает в себя аудирование, чтение, монолог, диалог).

                            В областном этапе конкурса принимают участие ученики неказахской национальности, признанные лучшими на уровне района (города).  Каждый район Костанайской области представляют команду в составе 4 участников (1 участник от каждой параллели). Города Аркалык,  Костанай, Лисаковск, Рудный, специализированные организации образования для одаренных детей представляют команду в составе 8 участников (2 участника от каждой параллели).      

     

     

    Оценочный лист

                                                                                                                                      Ф.И участника_______________Класс_____________

                                                                                                                                       Ф.И.О. члена жюри____________________________

     

    Критерии

    Индикаторы

    Высокий уровень

    Достаточно высокий уровень

    Достаточный уровень

    Недостаточный уровень

    Низкий уровень

    1.Лексический запас

     

     

     

     

     

    2. Понимание содержания разговорной речи

     

     

     

     

     

    3. Понимание содержания письменной речи

     

     

     

     

     

    4. Умение бегло читать

     

     

     

     

     

    5. Умение осознанно читать

     

     

     

     

     

    6. Умение работать в диалоговом режиме

     

     

     

     

     

    7. Умение строить монологическую речь

     

     

     

     

     

    8. Навыки грамотного письма

     

     

     

     

     

    9. Умение строить письменную речь

     

     

     

     

     

    10. Умение переводить

     

     

     

     

     

    11. Осознанное владение правилами этикета на казахском языке

     

     

     

     

     

     

     

     

    Шкала перевода оценок, полученных участниками открытого конкурса-смотра знания казахского языка учащимися неказахской национальности, в баллы

    Оценки

    Баллы

    Высокий уровень

    9-10

    Достаточно высокий уровень

    7-8

    Достаточный уровень

    5-6

    Недостаточный уровень

    3-4

    Низкий уровень

    1-2