ПОЛОЖЕНИЕ
- создание мотивации у школьника к изучению казахского языка;
- развитие положительного отношения к языку, истории и культуре казахского народа;
- создание условий для выявления, развития и социально-педагогической поддержки лингвоодаренных детей;
- предоставление лингвоодаренному ребенку реальной возможности участия в межкультурном общении на казахском языке;
- обеспечение осознанной, заинтересованной деятельности школьника по изучению казахского языка и формирование тем самым самостоятельности обучающегося, его личностной характеристики;
- внедрение в практику преподавания и изучения казахского языка перспективной образовательной идеологии;
- обеспечение выпускнику средней школы социальной мобильности в обществе.
- Понимание
- Аудирование
- Чтение
- Говорение
- Диалог
- Монолог
- Письмо
- Понимание
- Аудирование
- Чтение
- Говорение
- Диалог
- Монолог
- Письмо
- системность фиксации результатов владения казахским языком;
- структурированность в соответствии с целевыми установками;
- объективность процедуры оценивания;
- валидность полученных результатов;
- оперативность и достаточность полученной информации.
- наблюдение в урочной и внеурочной деятельности за учащимися;
- опросы, интервьюирование, анкетирование;
- открытые конкурсы-смотры знания казахского языка.
ПОЛОЖЕНИЕ
открытого конкурса-смотра знания казахского языка учащимися неказахской национальности
«Тіл шамшырақтары»
Обоснование
На современном этапе актуальна проблема обучения детей неказахской национальности школьного возраста казахскому языку. Несмотря на введение в содержание школьного образования казахского языка, подготовку программно-методического и дидактического обеспечения обучения языку, решение кадровой проблемы, мы вынуждены констатировать низкий уровень владения детьми казахским языком. Причины такого состояния дел – отсутствие у школьников мотивации к изучению казахского языка, отсутствие качественной языковой среды в семье и образовательном учреждении, режим пассивного обучения языку.
Цель и задачи
Цель: Формирование полиязычной личности учащегося, способной к межкультурной коммуникации и взаимодействию на казахском языке.
Задачи:
Коммуникативные компетенции школьника во владении казахским языком среди учащихся 4-5 классов
Индикаторы владения казахским языком
Ученик понимает знакомые слова и простые фразы в четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят о нем, его семье и ближайшем окружении. Школьник понимает отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся важных для него тем (например, информацию о месте, где он живет, о школе, о Родине, об Астане, о покупках и т.д.). Понимает, о чем идет речь в простых и небольших по объему сообщениях и объявлениях. Например: школьник понимает называемые имена, числа, время; простые стихи и песни; команды и умеет их выполнять; просьбы; понимает, когда собеседник спрашивает, как его зовут, где он живет или говорит о том, как его зовут и где он живет; узнает и понимает слова и предложения в рассказах, сказках, других текстах. Школьник умеет проиллюстрировать с помощью рисунков содержание прочитанного текста; умеет прочитать общественные надписи и сказать, что можно или нельзя делать в школе, общественном транспорте, магазине, парке, зоопарке, театре. Четвероклассник умеет прочитать инструкцию к детской игре, надписи на поле игры
Четвероклассник читает не менее 100 слов в минуту. Ученик понимает имена, слова, а также простые предложения в объявлениях, плакатах или каталогах. Он также понимает простые тексты. Может найти конкретную информацию в простых текстах повседневного общения в рекламах, проспектах, меню, объявлениях, расписаниях. Например: четвероклассник читает и понимает знакомые имена, слова и фразы в простых текстах; короткие предложения; короткие рассказы с картинками; короткие стихотворения; слова и фразы в объявлениях, рекламах, проспектах; меню и пользоваться необходимой информацией о блюдах
Ученик может принимать участие в диалоге, если собеседник задает несложные вопросы. Школьник может сам задавать простые вопросы в рамках известных или интересующих его тем. Умеет общаться в типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых ему тем и видов деятельности. Например: четвероклассник умеет поздороваться и попрощаться, умеет представиться: назвать свое имя и узнать имя своего собеседника, умеет отвечать на вопросы собеседника, как его зовут и где он живет, умеет поблагодарить своего собеседника, умеет называть цвета, животных, продукты питания, окружающие предметы, умеет задавать простые вопросы. Школьник умеет общаться в магазине, делая покупки; умеет представить человека (друга): назвать его имя, где он живет, что ему нравится.
Школьник, умеет, используя несложные фразы и предложения, рассказать о себе, своей семье и людях, которых знает; о месте, где живет, о Казахстане, об Астане, о погоде, о временах года. Ребенок может строить несложные связные высказывания о своих личных впечатлениях, событиях; рассказать короткую историю (например, сказку, сюжет просмотренного фильма). Рассказ при этом должен состоять из 4-5 простых предложений. Лексический запас – 160-200 слов. Например: четвероклассник умеет говорить, используя слова взрослых или услышанные в записи как образец; умеет, используя простые предложения, кратко рассказать о себе, своей семье и людях, которых знает; умеет рассказать о том, что ему нравится и не нравится делать; умеет выражать свою мысль, используя знакомые слова; умеет рассказать стихотворение, небольшой рассказ или сказку; умеет считать до 1000.
Ученик умеет писать печатными и прописными буквами на казахском языке свое имя, фамилию, адрес, открытки (например, поздравление с праздником). Школьник умеет писать печатными и прописными буквами простые и короткие сообщения, тексты (например, диктанты из 40-45 слов, изложения и мини-сочинения из 4-5 предложений). Скорость письма должна составлять 50 знаков в минуту. Например: ребенок умеет писать несложные по содержанию мини-сочинения, изложения, подписать поздравительную открытку с Новым годом, Наурызом, Днем рождения; написать записку, чтобы сообщить о своем местонахождении; умеет переписывать отдельные тексты без ошибок; умеет подписывать картинки; умеет написать список необходимых товаров для покупок. Четвероклассник умеет списывать названия, надписи, тексты указателей и использовать их при нужных ситуациях в парке, на улице, в школе, в магазине, в зоопарке
Коммуникативные компетенции школьника во владении казахским языком среди учащихся 6-7 классов
Индикаторы владения казахским языком
Ученик понимает фразы в четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят на известную ему тему. Школьник понимает содержание текстов на важную тему (например, о семье, о Казахстане, о столице Астане, о школе, о покупках, о друзьях и т.д.). Понимает содержание сообщений в СМИ, объявлениях, рекламных проспектах и т.д. Например: ученик понимает содержание информации в четко звучащей речи на известную ему тему, понимает команды, просьбы, предложения и умеет их выполнять или отклонить. Умеет прочитать инструкцию, общественные надписи и т.д.
Школьник читает не менее 150 слов в минуту. Понимает содержание текстов в объявлениях, рекламных буклетах, каталогах, газетных и журнальных статьях. Он также понимает содержание текстов (до 10 предложений) на известную ему тему. Может найти необходимую информацию в несложных текстах повседневного общения в рекламах, меню, объявлениях, расписаниях и т.д. Например, школьник читает и понимает содержание текстов на известную тему, содержание информации в рекламных и других общественных надписях и умеет пользоваться ею
Школьник может принимать участие в диалоге, если собеседник задает ему вопросы по известной или важной для него теме. Умеет сам задавать вопросы в рамках известных или интересующих тем. Умеет общаться в типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информаций в рамках известных ему тем или видов деятельности. Например, ученик умеет поздороваться, попрощаться, представиться и узнать информацию о своем собеседнике, умеет отвечать на вопросы в рамках известных ему тем. Школьник умеет общаться с людьми в общественных местах (магазин, аптека, библиотека, школа и т.д.)
Школьник умеет рассказать о себе, своей семье, друзьях, школе, Родине и других известных ему темах. Семиклассник умеет высказать свое мнение о прочитанной книге, просмотренном фильме. Рассказ должен состоять из 6-7 предложений. Его лексический запас – 310-330 слов. Например, ученик умеет говорить на знакомую ему тему, используя при этом свой лексический запас; умеет рассказать о своих впечатлениях, умеет высказать свою точку зрения, умеет пересказать текст из 6-8 предложений.
Ученик умеет бегло писать на казахском языке как под диктовку, так и самостоятельно. Текст диктанта должен состоять из 70-75 слов. Скорость письма – 60 знаков в минуту. Школьник должен уметь писать изложения или сочинения на известную ему тему (текст изложения или сочинения из 6-7 предложений. Например, ученик умеет писать небольшие рассказы, подписывать поздравительные открытки, написать автобиографию, деловую бумагу (заявление, объяснительную записку, характеристику и т.д.). Умеет письменно изложить свои мысли на известную или интересующую его тему.
Условия проведения процедуры мониторинга результативности изучения казахского языка учащимися неказахской национальности
Выявление учащихся, добившихся позитивных результатов в овладении казахским языком, производится в ходе процедуры мониторинга.
Требования к проведению мониторинга:
Методы мониторинга:
Открытый конкурс-смотр знания казахского языка проводится в 3 этапа:
I этап – школьный;
II этап – районный (городской);
III этап – заключительный (областной).
Заключительный этап – открытый областной конкурс-смотр знаний среди знатоков казахского языка, проводится РНПЦ «Костанай дарыны» 1 раз в год. Областной этап будет состоять из 2-х туров:
I тур – письменный;
II тур – устный (включает в себя аудирование, чтение, монолог, диалог).
В областном этапе конкурса принимают участие ученики неказахской национальности, признанные лучшими на уровне района (города). Каждый район Костанайской области представляют команду в составе 4 участников (1 участник от каждой параллели). Города Аркалык, Костанай, Лисаковск, Рудный, специализированные организации образования для одаренных детей представляют команду в составе 8 участников (2 участника от каждой параллели).
Оценочный лист
Ф.И участника_______________Класс_____________
Ф.И.О. члена жюри____________________________
Критерии |
|||||
Индикаторы |
Высокий уровень |
Достаточно высокий уровень |
Достаточный уровень |
Недостаточный уровень |
Низкий уровень |
1.Лексический запас |
|
|
|
|
|
2. Понимание содержания разговорной речи |
|
|
|
|
|
3. Понимание содержания письменной речи |
|
|
|
|
|
4. Умение бегло читать |
|
|
|
|
|
5. Умение осознанно читать |
|
|
|
|
|
6. Умение работать в диалоговом режиме |
|
|
|
|
|
7. Умение строить монологическую речь |
|
|
|
|
|
8. Навыки грамотного письма |
|
|
|
|
|
9. Умение строить письменную речь |
|
|
|
|
|
10. Умение переводить |
|
|
|
|
|
11. Осознанное владение правилами этикета на казахском языке |
|
|
|
|
|
Шкала перевода оценок, полученных участниками открытого конкурса-смотра знания казахского языка учащимися неказахской национальности, в баллы
Оценки |
Баллы |
Высокий уровень |
9-10 |
Достаточно высокий уровень |
7-8 |
Достаточный уровень |
5-6 |
Недостаточный уровень |
3-4 |
Низкий уровень |
1-2 |