ПОЛОЖЕНИЕ
Общие положения
1.1. Настоящий регламент определяет понятия, цели, основы организации и проведения 19-ой Всероссийской Олимпиады учебных и научно-исследовательских проектов детей и молодежи «Созвездие-2018» (далее – Олимпиада).
1.2.Подготовку и организацию Олимпиады осуществляют – Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Созвездие» (АНО «Центр «Созвездие») и Федеральный центр технического творчества учащихся ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН» (далее — ФЦТТУ) при поддержке федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина».
1.3. Исполнителем Олимпиады является автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Созвездие» (далее- АНО «Центр «Созвездие»).
1.4. Партнеры Олимпиады:
-Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина»;
- Международный центр обучающих систем;
- Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО;
-Международная кафедра-сеть ЮНЕСКО/МЦОС «Передача технологий для устойчивого развития»;
- Федерация космонавтики России;
- Творческий Союз Художников России;
- Администрация городского округа Звездный городок Московской области;
- Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева;
- Институт повышения квалификации «Машприбор» Роскосмоса.
1.5. Информационную поддержку осуществляют:
- научно-практический образовательный журнал «Техническое творчество молодежи»;
- научно-образовательный журнал «Воспитание школьников».
1.7. Цель Олимпиады: – выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области научно-технического творчества, развитие интереса у детей и молодежи к инженерно-техническим и исследовательским профессиям.
1.8.Задачи Олимпиады:
- развитие творческих способностей у детей и молодежи;
- пробуждение интереса к исследовательским профессиям;
- развитие системы популяризации деятельности и воспитания молодежи на основе традиций связанной с авиа и аэрокосмическим направлением;
- привитие учащимся навыков написания и оформления учебных и научно-исследовательских проектов;
- формирование у школьников мотивации к осознанному выбору профессии.
Участники Олимпиады
2.1. В Олимпиаде могут принимать участие учащиеся государственных и негосударственных образовательных организаций основного общего, среднего (полного), общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования детей.
2.2. Возраст участников Олимпиады 10-18 лет:
1 возрастная категория-10-13 лет;
2 возрастная категория- 14-18 лет.
2.3. Информация об Олимпиаде и порядке участия в ней, формах проведения, о результатах и т.д. является открытой и размещается на сайте ФЦТТУ: http://www.stankin.ru/education/fcttu и на сайтеhttp://www.olimpsozvezdie.ru/
Руководство Олимпиадой
3.1.Общее руководство подготовкой и проведением федерального этапа Олимпиады осуществляет Оргкомитет (Приложение № 1).
Оргкомитет Олимпиады:
- утверждает состав жюри федерального этапа Олимпиады;
- разрабатывает и утверждает программу проведения Олимпиады;
- принимает конкурсные материалы для участия в федеральном этапе Олимпиады;
- проводит мониторинг конкурсных материалов;
- проводит федеральный (очный) этап Олимпиады;
- информирует об итогах Олимпиады органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, или организации, на которые возложено курирование проведения мероприятий всероссийского значения;
- размещает итоги Олимпиады на сайте и в сети Интернет; - готовит материалы для публикации статей в журналы, осуществляющие информационную поддержку Олимпиады.
Решение Оргкомитета оформляется протоколом и утверждается председателем (заместителем председателя) Оргкомитета.
3.2.Жюри Олимпиады:
- проводит оценку конкурсных работ и определяет кандидатуры победителей и призёров Олимпиады.
3.3. Решение жюри по каждой номинации оформляется протоколом и утверждается председателем жюри.
Порядок проведения Олимпиады
4.1.Олимпиада проходит в три этапа:
1 этап -региональный – сентябрь 2017 года – февраль 2018 года,
2 этап - федеральный (заочный) - март 2018 года.
3 этап - федеральный (очный) - апрель 2018 года.
4.2. Для участия в федеральном (заочном) этапе Олимпиады, организации, на которые возложено курирование проведения мероприятий,до 30 марта направляют конкурсные работы;
- проектную работу;
-анкету участника «Созвездие-2018» (Приложение 2 к информационному письму).
4.3. Ответственность за здоровье и безопасность детей несет руководитель делегации.
4.5. Олимпиада проводится по номинациям:
1.«Космонавтика».
2.«Космическая лаборатория».
3.«Астрономия».
4.«Человек и космос».
5.«Энергия и человек».
6. «Физическая лаборатория».
7.«Программирование».
8.«Информационные технологии».
8.«Наш дом – Земля».
10.«Флора и фауна».
11.«Сохраним Землю».
12.«Город, в котором я живу».
13.«Презентация» (для младшей возрастной группы 10-13 лет).
Дополнительно в рамках Олимпиады проводятся конкурсы по номинациям:
-«Приветствий делегаций».
- «Сценическое искусство».
- «Изобразительное искусство» (заочно).
4.8.Требование к работам.
Общие требования:
Участник представляет одну проектную работу, может участвовать только в одной номинации. Жюри имеет право рекомендовать рассмотрение проектной работы в другой номинации или на совместном заседании жюри нескольких номинаций.
Проектные работы, присланные на Олимпиаду, не рецензируются, не возвращаются и находятся на хранение у организатора Олимпиады. Конкурсные работы и их основные результаты могут быть опубликованы в средствах массовой информации и в Интернете (авторство сохраняется).
Экспертная комиссия и Жюри не публикуют мотивации своих решений, не ведут по этому поводу переписки. Подача работ на Олимпиаду означает согласие с его условиями.
Изменения и дополнения в проектах после их отправки на Олимпиаду не допускаются.
Оформление проектных работ:
Проектная работа должна представляться на Олимпиаду в электронном виде.
Проектная работа должна состоять из: анкеты; титульного листа; оглавления; аннотации;введения (постановка задачи, актуальность, цель работы и её значение);основного содержания; выводов и практических рекомендаций; заключения; списка литературы и использованного программного обеспечения; приложений (при необходимости).
Аннотация работы должна включать тезисное изложение сути работы на 1 машинописной странице с указанием объема работы, количества таблиц, рисунков, иллюстраций, использованных литературных источников и приложений.
Анкета – в отпечатанном виде.
Каждая проектная работа оформляется отдельным документом.
Презентации для докладов должны оформляться в PowerPoint, Word (MSOffice 97 – 2010).
Правила оформления текста проектной работы:шрифт TimesNewRoman, №14, прямой; красная строка – 1 см; межстрочный интервал – 1,5; выравнивание – "по ширине"; поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое - 3 см, правое - 1,5 см.Объем работы не должен превышать 30 машинописных страниц, включая рисунки, схемы, таблицы, графики и фотографии (иллюстративный материал представляется на листах формата А4 или А3; экологические карты и их сопровождение на листах формата А3).
Работы группы номинаций №7,8,13 «Информационные технологии» должны быть оформлены только на электронном носителе.
Работы номинаций 7,8,13 должны выполняться в стандартных форматах: *.mpg, *.avi, (не сжимать видео до «квадратиков»!) *.wmv для видео; *.swf для анимации; *.htm, *.html для веб-сайтов (Работы, написанные на активных языках, допускаются только если они протестированы в среде Denwer, с приложением инструкции по запуску); *.exe для программирования (желательно не создавать установочные дистрибутивы; экспортировать программу в *.exe файл с добавлением библиотек!)
Требования к содержанию в номинациях.
В номинации 1 «Космонавтика» (межпланетные полёты и космические проекты)участник представляет проектную работу по космическим транспортным средствам и системам, ракетным и безракетным способам передвижения в космосе; космической энергетике; космическому строительству (научным, производственным и горнодобывающим комплексам в космическом пространстве, на Луне и Марсе).
В номинации 2 «Космическая лаборатория» участник представляет проектную работу: предложения по проведению экспериментов на международной космической станции с использованием учебного предметного материала по физике, биологии, микробиологии, радиологии, биотехнологии, экологии; проект исследования ближайшего и дальнего космоса на последующие десять лет; проект технической концепции полета человека на Марс; проект использования космической навигационной системы ГЛОНАСС в практической деятельности людей с учетом ее совершенствования и развития; проект исследования черных дыр.
В номинации 3 «Астрономия» участник представляет проектную работу: наблюдений звездного неба; об исследовании космических планет; исследования в области развития авиации и космонавтики и влияние на это астрономии как науки; о полетах межпланетных автоматических станций и роли астрономии, о работе планетария, как инструмента познания Вселенной; исследования в областях астрофизики.
В номинации 4 «Человек и космос» участник представляет проектную работу: по изучению материалов по авиации и космонавтике: по истории развития космонавтики (библиографические и архивные историко-технические исследования о космическом пространстве); о деятельности исторических личностей, внесших весомый вклад в развитие авиации и космонавтики; предложения по изучению истории авиации и космонавтики в детском саду и школе; создание интерактивных программ для детей и учащихся общеобразовательных организаций по изучению истории авиации и космонавтики; концепцию о создании условий (научных, технических, социальных, психологических и т.д.) для формирования идеального экипажа для полета на Марс; о влиянии освоения космоса на развитие культуры и искусства.
В номинации 5 «Энергия и человек» участник представляет проектную работу об энергии, используемой человеком в быту и технике (тепловой, электрической, механической, солнечной и др.,), ее влиянии на окружающую среду и человека, по изучению альтернативных источников энергии, ее использование в настоящее время и перспективы применения в будущем, предложения по уменьшению энергетического загрязнения окружающей среды и воздействия на человека.
В номинации 6 «Физическая лаборатория» участник представляет проектную работу по геофизическим исследованиям окружающей среды: изучение влияния физических воздействий - шума, электромагнитного, теплового, радиационного излучения и т.д. на окружающую среду и человека; проблемы обеспечения безопасности и защиты от физических воздействий.
В номинации 7 «Программирование» участник представляет создание компьютерного продукта: программы автоматизированного управления космическим деятельностью; моделирования физических процессов; веб-сайтов по изучению детьми и подростками истории по авиации и космонавтике, компьютерных развивающих познавательных игр по тематике Олимпиады.
В номинации 8 «Информационные технологии» участник представляет создание компьютерного продукта: фильма (документального, анимационного, игрового, научно-популярного) по истории авиации и космонавтики, по деятельности музеев и выставок авиации и космонавтики, познавательного клипа по пропаганде престижа профессии; 3D-графики в области космонавтики (3D-модели представляются в виде трехмерного видеоклипа, который должен содержать элементы анимации или пространственный план (облет камеры вокруг объекта) созданной 3D-модели или, в случае игровой модели, видеоролик (захват (capture)) игровой ситуации); образовательной информационной системы (программы).
В номинации 9 «Наш дом – Земля» участник представляет проектную работу по результатам исследования водных объектов, почвенного покрова, геологической среды и атмосферы.
В номинации 10 «Флора и фауна» участник представляет проектную работу по исследованию состояния животного мира и растительного покрова.
В номинации 11 «Сохраним Землю» участник представляет проектную работу, где рассматриваются уже существующие или создающиеся Вами системы экологического мониторинга, результаты систематических наблюдений за состоянием объектов окружающей среды, в том числе на территории школы, города; исследование устойчивости природных систем по отношению к антропогенному воздействию.Представляемый проект должен иметь практическую направленность с конкретными качественными и количественными оценками степени изменения природной среды и предложениями, направленными на улучшение её состояния.
В номинации 12 «Город, в котором я живу» участник представляет проектную работу по исследованию состояния городской среды. Проекты по улучшению экологического состояния города.
В номинации 13 «Презентация» (для обучающихся 10-13 лет) участник представляет компьютерные работы, связанные с космосом и космическим пространством: о людях, работающих в авиационной и космической промышленности, достижениях науки и техники, о космических полетах, об изобретениях и научных исследованиях.
Дополнительно в рамках Олимпиады проводятся конкурсы в следующих номинациях:
«Конкурс приветствий делегаций». Делегации представляют выступления в любом жанре художественного творчества, кроме театрального искусства. В выступлениях может быть раскрыта тема «малой» родины, бренда региона, деятельности учреждения, где обучается участник Олимпиады. Приоритет отдается выступлениям делегаций, которые раскрывают космическую и экологическую тематику Олимпиады. Выступление не должно превышать 10 минут.
«Сценическое искусство». Участники представляют одну творческую работу (спектакли: драматические, кукольные, музыкальные; художественное и литературное чтение; авторские произведения: прозу, поэзию и т.д.) раскрывающую тему космоса, космического и экологического пространства. Тематический материал может быть использован на основе литературных и драматических произведений, авторских текстов. Допускаются индивидуальные и коллективные выступления. Выступление не должно превышать 10 минут. Все декорации должны быть малого размера, транспортабельны. Организаторы реквизит и театральные костюмы не предоставляют.
Полная информация о номинации «Сценическое искусство» опубликована на сайте www.olimpsozvezdie.ru.
«Конкурс изобразительного искусства». Участник представляет 2 творческих работы в технике: живопись, графика, смешанная техника. Вид работы на усмотрение участника. Конкурс изобразительного искусства» проводится заочно.
Полная информация о конкурсе изобразительного искусства опубликована на сайте www.olimpsozvezdie.ru.
4.9. Критерии оценки работ:
- новизна и актуальность проектной работы;
- творческий подход к разработке проектной работы;
- глубина проработки проблемы, степень участия учащихся в выполненной проектной работе;
- научное и практическое значение результатов;
- качество оформления работы и дизайна;
- наличие и качество иллюстративного материала;
- оригинальность выполнения проектной работы;
- уровень техники исполнения проектной работы;
-защита проекта в финале конкурса (четкость представления материала, аргументированность выводов, полнота ответов на вопросы).
Подведение итогов и награждение победителей Олимпиады
5.1.Победители Олимпиады награждаются сертификатами и дипломами;
5.2. Всем участникам очного финала Олимпиады, не занявшим призовые места, вручаются сертификаты участника финала Олимпиады.